lanchelin


26.02
01:44

Крамер против Крамера

Постер фильма Крамер против КрамераРежиссер: Роберт Бентон
В ролях: Дастин Хоффман, Мерил Стрип, ДжоБет Уильямс, Джейн Александр, Джордж Коу, Говард Дафф, Джастин Генри, Джесс Осуна, Хоуланд Чемберлен, Билл Мур, Джек Рэмэдж

Тед Крамер, целиком посвятив себя карьере, не замечает того, что происходит в собственной семье. Поэтому от него уходит жена, оставляя незадачливого отца заботиться о шестилетнем сыне. Теперь Крамер - старший должен выступить в непривычной роли: ему предстоит ухаживать за Крамером - младшим, проводить с ним больше времени и, наконец, попытаться проникнуть в хрупкий и ранимый мир ребенка. Но в тот момент, когда отец и сын становятся настоящими друзьями, раскаявшаяся мать возвращается. И она хочет забрать мальчика…

10.02
15:35

Для тех кто любит анекдоты..

Веб-мастера всего мира, весь мировой интернет, сформировавшийся за
какие-то 15 последних лет, с ужасом и благоговением восприняли новость о
том, что на создание одного-единственного интернет-магазина госуслуг
российским разработчикам потребуется всего 5 лет…







10.01
02:38

Северный полюс Сатурна в ярком солнечном свете


Солнечный свет озаряет северный полюс Сатурна. Всю северную область озаряют лучи, хотя на Сатурне они и очень слабые.









08.01
10:15

Автопортрет. Кое-что о классике жанра.

 
    
         Автопортрет. Кое-что о классике жанра.
 
Иногда человек приходит к мысли, что сам он себя изобразит лучше, чем кто-либо другой. Объяснений этому  феноменальному  явлению множество. Как же быть, если вы – фотограф? Несколько способов успешной фотосъемки автопортрета, проверенных Автором на самом себе и рекомендованных к применению.                 
 
Что же такое Автопортрет?
«Автопортрет - портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, и литературные, фото- и кинематографические» - так говорит ВИКИПЕДИЯ. Могу, со своей стороны, лишь добавить, что Автопортрет, как жанр в портретном жанре, довольно популярен у творческих людей.
 
Итак, для начала, рассмотрим истоки  жанра  Автопортрет.
       Традиции  Автопортрета уходят в глубины истории. Стоит только полистать живописные альбомы классиков изобразительного искусства!
Очень давно, в глубоком детстве, я с удовольствием рассматривал автопортрет Альбрехта Дюрера. Потом тема автопортрета периодически напоминала о себе: фотографией Федора Шаляпина, создающего скульптурный автопортрет, сверхпопулярными комедиями Эльдара Рязанова, в каждой из которых эпизодически  появляется сам Маэстро, образами Мастера и Алеши Турбина, из любимых многими романов Михаила Афанасьевича Булгакова, которые создавались, скорее всего, частично, с самого автора. Не так давно, вполне серьезно кто-то доказывал, что небезызвестную Мону Лизу (Джоконду) великий Леонардо да Винчи писал с самого себя!Великие (и безвестные) мастера очень часто оставляли потомкам не только свои портреты, но свое видение и понимание самого себя, свое к самому себе отношение, зафиксированное на  холсте, бумаге или просто на стене пещеры.                                                                             
На рисунке 1 показано наложение двух портретов, написанных Леонардо да Винчи, портрета Джоконды и автопортрета художника.                                    
 Список автопортретов огромен, изобразительный материал  глубок и ярок.
«Возлюби себя, как ближнего своего» – вот главный принцип жанра Автопортрет.
Давайте рассмотрим как, с помощью фотоаппарата, получается автопортрет. Прежде всего, определим цель съемки. Целью съемки автопортрета определим следующие задачи:
1. создать и оставить благодарным потомкам свой нетленный образ (результат которого, гарантированно, превзойдет все Ваши ожидания;)
2.освоив этот нелегкий жанр, на восторженный вопрос зрителей: «Кто это тебя так удачно сфотографировал?», скромно, но с гордостью, отвечать: «Я»;
3. как итог освоения жанра и создания прекрасного автопортрета - узнать себя лучше, реально оценить себя и … полюбить. Любовь – созидающая сила, грех ею не воспользоваться, тем более, что это касается только созданного вами автопортретного образа.
Не так давно, один наш московский коллега, для съемки портретов ветеранов Великой Отечественной войны, применил интересный творческий прием. Он заключался в том, что ветераны фотографировали себя … сами (рис.2). Напротив объекта съемки стояло зеркало, в которое герои прошлой войны могли себя видеть. В руках у них был пульт управления фотокамерой, которая тоже стояла напротив, перед зеркалом. Представляю, каково было неопытным в «фотомодельном» деле пожилым людям видеть … себя, смотреть себе в глаза, пытаться понять себя и пытаться себя показать таким, как есть. Хитрость фотографа была в том, что он как минимум, заведомо, исключал все претензии к качеству портрета, который не снимал. Наверное, многим ветеранам такая съемка (а это был в чистом виде Автопортрет) понравилась.                                                  
Перейдем к подробному разбору возможных способов съемки Автопортрета. Таких способов, условно, четыре:
 
1. Съемка  «с руки».
 
Прекрасный пример такого вида автопортрета - мультфильм «Ну, погоди!» (рис.3).
Как это делается: если у вас пленочный фотоаппарат, вы наводите его на себя и, видя в передней линзе объектива свое отражение, нажимаете на спусковую кнопку. Съемка вслепую, на удачу, так сказать.
  Для этого: желательно, чтобы фотоаппарат был автофокусным, а объектив имел фокусное расстояние от 70 мм и способность снимать с расстояния вытянутой руки, т.е. функцию «макро».
Совет: если творческой задачей является фотошарж на самого себя (бывает и такое), тогда фокусное расстояние применяемого объектива подбирается только из широкоугольной зоны (от 35мм и меньше). Расстояние от объектива до переднего глаза выбирается минимально возможным (для максимального искажения картинки), ракурс – сверху. Кроме всего прочего, закрытая диафрагма позволит вам сделать именно тот «уникальный» и «незабываемый» портрет, который шаржем и называется (рис.4). 
       Справка: широкоугольные объективы максимально искажают пропорции объекта. Степень искажения, как вы, надеюсь, поняли, напрямую зависит от расстояния – чем ближе, тем больше.                          
С цифровыми камерами дело обстоит гораздо проще. Некоторые из них оборудованы поворотными экранами, которые выполняют роль цифрового зеркала, с той лишь разницей, что показывают они не зеркальное изображение (рис.5). Скажу больше, специально для съемки автопортрета, не так давно появились фотоаппараты, имеющие на лицевой панели второй экран (рис.6). 
Схема съемки с такими фотоаппаратами предельно проста: пришел, увидел, победил!
 
 2.  Съемка с помощью зеркала.
 
 Фотоаппарат устанавливается на штативе напротив зеркала. Снимаем свое отражение в нем. Казалось бы, нет ничего проще! Но, определенные нюансы имеются.  
Если вы снимаете себя, контролируя картинку через видоискатель, результат более управляем и предсказуем (рис.7). Кстати, в этом случае фотоштатив необязателен.
Если вы хотите, чтобы лицо было показано целиком, штатив необходим. Необходим так же запас пространства в кадре. Резкость наводится на фотоаппарат, установленный на штативе, ваше лицо должно находиться неподалеку и обязательно в плоскости фотоаппарата, чтобы глубины резкости хватило для получения резкого кадра (рис.8). Понятное дело, для соответствующей глубины резкости, нужно закрыть диафрагму объектива, поскольку увеличится время выдержки, штатив будет более чем уместен.
В завершение «зеркальной» темы, три полезных совета:
 
1. Чтобы скрыть зеркальный характер портрета, нужно, в графическом редакторе, изображение зеркально «перевернуть»;
2. Если автопортрет сфотографирован на фотопленку и вы не имеете возможность откорректировать его как надо, тогда, для уничтожения перевернутого «компромата», попросите оператора минилаборатории эту пленку, перед печатью, тоже … перевернуть.
3. Не снимайте со встроенной фотовспышкой! Мощный блик ее импульсной лампы, отразившийся в зеркале, может испортить все! Применяйте автономные вспышки, имеющие подъемно-поворотную головку. Импульс от такого источника света можно направить на стену или в потолок. Для более тонкого управления светом и рассеивания его, используйте дистанционное управление автономной фотовспышкой (рис.9). Напомню, речь идет о применении радиосинхронизаторов. Вспышку устанавливают на стойку, ее импульсную световую головку  поворачивают на отражающий, просветный зонты или направляют в софт-бокс. Передатчик радиосинхронизатора закрепляется на «горячем башмаке» фотокамеры, преемник подключается к самой фотовспышке. При таком варианте освещения, получаются прекрасные автопортреты, правда лишь в том случае, если зонт или софт-бокс не будет направлен прямо на … зеркало!
3. Если зеркала нет, но есть штатив. 
В этом случае, резкость наводится на какой-нибудь неподвижный предмет в кадре, рядом с которым Вы будете находиться во время щелчка затвора (на иллюстрации такими предметами оказались  штатив и фотокамера - рис. 10).
  Техника съемки, с приведенном примере довольно проста. Как мы уже говорили, резкость наводим на неподвижный объект. Если фотоаппарат с автофокусировкой, то, после наводки на объект, автофокус необходимо непременно выключить, т.е. переключатель автофокуса на объективе перевести в положение «М». Устанавливаем задержку срабатывания затвора на 10 секунд и занимаем свое «рабочее» место.
  Итак, сжато, алгоритм съемки:
    -  фокусируемся на неподвижный объект;
    -  на объективе отключаем автофокус;
    -  активируем автоспуск на 10 секунд;
   -  нажимаем на спусковую кнопку фотоаппарата;
   -  далее следует легкая пробежка к «подиуму»;
           -  импровизация с образом, на тему: «А вот и я», т.е. нужно за считанные секунды попытаться придать своему лицу «выражение», достойное вас и похожее на вас;
  - и, после 10 секунд томительного (и волнительного) ожидания, последует…
-  финальный звук сработавшего затвора. Все.
 
    Совет: не забывайте о важности, описанной выше, правильной кадрировки!
   
       4. Снимайте собственную тень.
 
       Довольно популярный у любителей фотографии способ – съемка собственной тени. Чем больше света, тем она чернее и четче (рис.11).  
        
 5. Применение периферийных устройств и компьютера.
 
        Фотоаппарат подключается к одному из периферийных устройств, описанных в Разделе 1(рис.12) или к компьютеру , имеющему специальную программу, позволяющую управлять цифровой фотокамерой дистанционно. Разумеется, монитор компьютера и экран периферийного устройства должны быть повернуты на вас так, чтобы вы смогли себя увидеть и, при необходимости, что-то исправить в своем «образе».
 Если у вас нет цифрового фотоаппарата с поворотным экраном, периферийных устройств и компьютера, но вы все таки хотите контролировать процесс съемки автопортрета, применяйте видеокамеру!
 
6.Съемка с помощью видеокамеры.
 
 Видеокамера, подсоединенная к телевизионному приемнику, включается в режим CAMERA и устанавливается  рядом  с ним и направляется на вас. Функцию «зеркала» выполняет экран телевизора. В нем вы видите себя, можете, визуально контролируя картинку, перемещаться в пространстве.  Вы можете манипулировать трансфокатором видеокамеры, с помощью пульта дистанционного управления, тем самым приближая или удаляя свой «зеркальный портрет».
 Далее. В тот момент, когда:
- все технические проблемы подготовки позади;
- свет поставлен, так как надо,
- образ определен визуально окончательно; и
- вам уже нравится все (и композиция, и вы в кадре);
 - смело нажимайте на пульте кнопку REC (что означает ЗАПИСЬ).
 
Совет: дыхание, придется ненадолго задержать и, для устойчивой записи Вашего видеопортрета, выбранный «образ» заморозить на, какие-то, 5-10 секунд.
Преимущества этого способа очевидны: за полчаса - час такой видеосъемки вы получите массу зарисовок, через каждые 10 секунд видеозаписи портрета, изменяя (если нужно) свет, ракурс, свое настроение и расположение в кадре.
 С помощью управляемого пультом трансфокатора объектива, изображение «подъезжает» и «отъезжает» на нужное расстояние, разумеется под вашим неусыпным контролем!
        Возможности видеосъемки многовариантны и малозатратны!
 Не стоит забывать и о видеоэффектах, имеющихся в арсенале каждой, даже самой недорогой видеокамеры  (ч/б, пастель, соляризация, изогелия, негатив, ночная съемка и проч.), да и контраст картинки в кадре тоже с успехом можно регулировать, с помощью настроек камеры.
     В результате, когда шедевр будет записан и теперь, в режиме покадрового просмотра, вы наконец-то сможете оценить весь отснятый материал, понравившиеся кадры остановить (нажав кнопку ПАУЗА) и переснять их с экрана телевизора на, привычную для нас, негативную пленку или слайд. Что же последует за этим? Потом будет процесс доводки до совершенства того труда, который первоначально казался таким абсурдным (Автопортрет? – что за чушь!), но в результате принес столько приятных неожиданностей и ярких моментов открытия, открытия самого себя.
      Теперь о недостатках последнего из описанных способов съемки Автопортрета - они очевидны! В первую очередь это качество получаемого итогового продукта. Понятно, что качество зависит от класса снимающей видеокамеры. Поскольку рассматривается только «бюджетный» вариант, оно будет неидеальным уже на первом этапе – на этапе записи на видеоноситель. Потом ему будет мешать строчная развертка телевизора; при пересъемке с экрана – частота колебания изображения (50 Гц/c), потребуется устанавливать выдержку длиннее 1/50c, что картинку все равно не улучшит. НО. В фотоискусстве возможно все. В том числе и использование «смежных» видов искусств – видеосъемки. На приводимом ниже результате такой видео-фотосъемки Автопортрета (рис.13), автор предлагает вам согласиться или нет с его утверждением о возможности и целесообразности.                                                           
Современный цифровой фотоаппарат имеет с избытком и функций, и настроек, он уже имеет возможность снимать видео, качество картинки которого несравненно лучше, чем у видеокамеры. Зачем же тогда описан способ создания Автопортрета именно с помощью видеокамеры?
 Вы не поверите, но цифровые фотоаппараты были не всегда, в отличие от поисков в области технических способов решения творческих задач, которые начались автором книг еще в прошлом веке и продолжаются сейчас! В данном случае одной из таких решенных задач стал Автопортрет.
        Итоги: в результате поисков собственного Я, Вы, надеюсь, уделили  себе больше внимания, чем обычно. Вы, наконец, полюбили себя по-настоящему, а ведь это уже серьезный шаг к всеобщей любви, к любви без границ!
                           
                     All your need is LOVE!
      P.S. Внимательно разберитесь с вопросом пересъемки с экрана телевизора! Кстати, она, как освоенный технический прием, может неожиданно пригодиться в Вашей творческой жизни.
     Повторюсь, длительность выдержки затвора не должна быть короче 1/50 секунды! В противном случае, на полученных изображениях появятся широкие темные полосы. Именно поэтому, для длинных выдержек, фотоаппарат должен быть надежно закреплен на устойчивом штативе. Вариантов выдержки при пересъемке нужно сделать несколько. Значение диафрагмы, в данном случае, не столь важно, ведь изображение на экране - плоское.
      Еще один специфический момент – телевизионный растр в кадре. Он, уверяю Вас, никогда не испортил ни одной художественной фотографии,  скорее даже украсил ее, сделал необычной, в чем-то даже оригинальной и не похожей на «просто фото», «фотохудожества» это допускают.
         
                       
 Альбрехт Дюрер. Автопортрет.Альбрехт Дюрер. Автопортрет.Автопортрет. Шаляпин - скульптор.Автопортрет. Шаляпин - скульптор.Рис. 1Рис. 1рис. 2рис. 2рис. 2.1рис. 2.1рис. 3рис. 3рис. 3.1рис. 3.1рис. 4рис. 4рис. 5рис. 5рис. 6рис. 6рис. 7рис. 7рис. 8рис. 8рис. 9рис. 9рис. 10рис. 10рис. 11рис. 11рис.12рис.12рис.13рис.13

05.01
04:10

Настройка баланса белого для создания суперэффектов


Взяв на вооружение пользовательский баланс белого, можно вывести свои фотоснимки на новый уровень. Смотрите видеоурок о том, как использовать баланс белого для достижения крутых эффектов в фотографии.

как настроить баланс белого для получения суперэффектов



Не забывайте, что первыми новые видеоролики получают подписчики нашего канала на YouTube. Подписывайтесь!

31.12
23:45

Тому кому нравятся приколы.

Приходит мужчина к врачу и говорит:
- Доктор, я в браке уже 10 лет, а у нас до сих пор нет детей.
- Почему вы думаете, что проблема именно в вас? Позовите вашу жену.
- Коля, заходи.


19.12
19:30

Новый рекорд: 72 тысячи свечей на торте


Члены религиозной организации «Центр Шри Чинмоя» к 85-летнему юбилею её основателя приготовили огромный торт, который попал в Книгу рекордов Гиннесса за самое большое количество зажжённых свечей.









19.12
19:11

Моби Дик

Постер фильма Моби ДикРежиссер: Джон Хьюстон
В ролях: Грегори Пек, Гарри Эндрюс, Джеймс Робертсон Джастис, Ройал Дэно, Ричард Бейсхарт, Фридрих фон Ледебур, Френсис Де Вулф, Ноэль Пурсель, Лео Генн, Мервин Джонс, Бернард Майлз, Джозеф Томелти, Эдрик Коннор, Филип Стейнтон, Seamus Kelly

Измаил, от лица которого ведется повествование, молодой человек, уходит в плавание матросом на китобойном судне «Пекод». Вскоре после отплытия из порта выясняется, что рейс «Пекода» совсем не похож на обычные китобойные рейсы.

05.12
11:00

мдя;-)

/review.phtml?rid=55456#reviews


23.11
02:23

Мир глазами беспилотного автомобиля: что видит Tesla?


Компания Tesla Motors опубликовала познавательный видеоролик, который наглядно демонстрирует принцип работы фирменного «автопилота».









20.11
01:54

Марти

Постер фильма МартиРежиссер: Делберт Манн
В ролях: Эрнест Боргнайн, Джерри Пэрис, Бетси Блэр, Эстер Минчотти, Джо Мэнтелл

Марти — одинокий, добродушный человек, живущий со своей матерью. Приземистый, тяжеловатый мясник из Бронкса, он живет в маленьком мире, населенном его итальянскими родственниками и быстро стареющими друзьями. Его лучший друг — Энджи. Когда они встречаются после работы, то подолгу бесцельно стоят, размышляя о том, как бы заполнить свою жизнь чем-нибудь интересным.

14.11
17:27

прикольно;)

Год где-то 80-й. Киев. Приехали к нам по обмену (типа в гости на пару
недель) студенты из братской ГДР. И мне поручили их развлекать. Идем по
улице втроем, я и два немца. Подходит мужичок, просит закурить, даю
сигарету, благодарит, уходит.
Диалог:
- Это твой друг?
- В первый раз вижу.
- Тогда почему ты дал ему сигарету??
- Он хотел курить, сигарет нет, он попросил - я дал.
Пауза.
- А у нас никто не попросит…
Пауза.
- И никто не даст.

10.11
14:28

если кто читает приколы:-)

Со слов друга:

Работаю старшим 3D-моделлером в российском отделении английской
компании, которая занимается 3D-энциклопедиями. В какой-то момент
приезжает владелец фирмы, англичанин русского происхождения с еврейской
фамилией в канадском паспорте, проверять - как идут дела на полузабытой
родине в когда-то купленной конторе. Встречает его руководство,
проводит по всем отделам, знакомит с работой и работниками. Вводят в
мою комнатушку:

- Это наш основной работник, такой-то!
- Очень приятно, я такой-то! А что у вас тут на экране?
- Мы сейчас будем делать игру по фильму "Титаник", а это модель к
одному из уровней - башня главного калибра немецкого линкора
"Бисмарк".
- Очень хорошо, продолжайте!

Прошел год, приехал снова отец-владетель по своим делам в Россию,
заглянул в контору, прошелся с руководством по отделам, некоторых
вспоминает сам, заглянул ко мне, когда я что-то там поправлял перед
финальной сдачей:

- О, я вас помню! Вы делаете немецкие корабли, да?
- Ну, да, и их тоже.
- А что у вас тут на экране?
- Мы сдаем сейчас игру по фильму "Титаник", а это модель к одному из
уровней - башня главного калибра немецкого линкора "Бисмарк".

Смотрю, его что-то удивило, он постоял в раздумьях, потом пожал
плечами:

- Очень хорошо, продолжайте!

Прошел еще год, занесло к нам неведомыми ветрами владельца. Ходит по
всему зданию, все рассматривает, со всеми здоровается, заходит и ко
мне:

- О, это вы, как приятно! Как у вас дела, что у вас тут на экране?

Ну, надо же мне было за 5 минут до его появления достать диск со
старыми исходными моделями проверить: как я пару лет назад что-то
сделал в башне главного калибра немецкого линкора "Бисмарк"…



30.10
09:50

О фото технике: Основы работы с фотопленкой, ее виды


Прежде чем знакомиться с различными типами фотоплёнки, давайте на примере чёрно-белой негативной плёнки попробуем разобраться, как же получается аналоговое фотографическое изображение.

 
О фото технике: Основы работы с фотопленкой, ее виды - №1
Строение чёрно-белой негативной плёнки и негативный процесс
Светочувствительный слой чёрно-белой фотоплёнки называется фотоэмульсией. Именно на ней и формируется изображение. Фотоэмульсия состоит из желатина, в котором в виде кристалликов субмикронного-микронного размеров распределено галогенное серебро (ионные кристаллы, в узлах кристаллической решётки которых сидят положительно заряженные ионы серебра и отрицательно заряженные ионы галогена). Галогенное серебро на 94—99% состоит из бромистого серебра и на 1—6% из йодистого серебра. Однородная на вид фотоэмульсия состоит из отдельных зёрен, разделённых желатином. Фотоэмульсия наносится на целлулоидную плёнку с подложкой из желатины, покрывается защитным слоем. Добаляется противоореольный слой (он также препятствует скручиванию плёнки).
 О фото технике: Основы работы с фотопленкой, ее виды - №2
Фотографический процесс получения чёрно-белого негатива состоит из трёх стадий
Экспонирование: в момент открытия затвора под действием света в фотоэмульсии создаётся скрытое изображение, так как при взаимодействии фотонов с кристалликами галогенного серебра на поверхности последних образуются нейтральные атомы серебра, перестающие быть структурной частью ионного кристаллика. Структура эмульсионного слоя меняется. Чем больше света попадает на участок фотоэмульсии, тем темнее он будет на плёнке.
Плёнка отснята (экспонирована), но её ждут ещё две стадии обработки.
Проявление: процесс усиления скрытого изображения. На этой стадии за счёт химической реакции те кристаллики галогенного серебра, которые были облучены светом, восстанавливаются до кристалликов металлического серебра, непрозрачных для видимого света (в отличие от ионных кристалликов галогенного серебра, являющихся аналогами поваренной соли). В результате проявления образуется негативное изображение, в котором наиболее светлые места снятого объекта соответствуют наиболее тёмным местам проявленной фотоплёнки.
Фиксирование (или закрепление): из фотоэмульсии удаляются необлученные кристаллики галогенного серебра, что делает проявленный и зафиксированный фотослой нечувствительным к дальнейшему облучению.
В результате мы имеем готовый чёрно-белый негатив. Чтобы получить конечное позитивное изображение необходимо фактически повторить три вышеописанных стадии, но уже с фотобумагой. Но не будем забегать вперёд. Подробно о практике проявления плёнки и печати фотографий — позже.
Итак, фотоплёнка, как уже упоминалось выше, бывает трёх основных видов:
  • чёрно-белая негативная
  • цветная негативная
  • цветная обращаемая (диапозитивная, слайдовая).
Конечно, есть ещё чёрно-белый слайд, который и раньше был редким явлением, а сегодня и вовсе исчезает с прилавков. Насколько мне известно, только чешская компания Foma ещё держится и производит чёрно-белый позитив Fomapan R 100.
 О фото технике: Основы работы с фотопленкой, ее виды - №3Чёрно-белая обращаемая плёнка чешской фирмы Foma. Исчезающий вид.
Прежде чем вникать в особенности разных типов плёнок, разберёмся с основными, универсальными для всех типов характеристиками.
Основные характеристики фотоплёнок
Основная характеристика любой плёнки (неважно — чёрно-белая она или цветная, негативная или позитивная) — светочувствительность. Именно светочувствительность определяет экспозиционные параметры съёмки, и именно от неё зависит конечное качество фотографии.
Дело в том, что рост светочувствительности напрямую влияет на структуру фотоэмульсии. Как правило, чем выше чувствительность, тем крупнее зерно, тем ниже фотографическая широта плёнки, тем хуже её резкостные характеристики.
Тут пора разобраться с новыми терминами. Зерно — это визуализация того, что формируют кристаллики галогенного серебра после экспонирования и проявления. Если рассматривать негатив под большим увеличением, вы увидите, что изображение на плёнке создаётся точечками различной величины и плотности. Это и именуется зерном. Как правило, чем ниже чувствительность и выше качество фотоэмульсии — тем меньше зерно, тем выше резкость, тем больше полутонов остаётся на негативе. Способность плёнки фиксировать диапазон полутонов именуется фотографической широтой: чем выше показатель фотографической широты, тем ниже контраст, тем точнее передаются полутона в диапазоне между абсолютно ярким и тёмным объектами на снимке.
С качеством понятно — чем ниже чувствительность, тем лучше. Но зачем тогда нужна высокочувствительная плёнка?
Дело в том, что плёнка низкой чувствительности требует больше света при экспонировании. А это значит, либо выдержка должна быть длиннее, либо диафрагма больше открыта. И хотя выдержку мы ещё можем увеличивать благодаря штативу (хотя и тут есть ограничения), но полностью неподвижный объект съёмки — редкость, если это не студийный натюрморт.
А если мы захотим запечатлеть стремительное движение? Увы, придётся идти на компромисс и использовать высокочувствительную плёнку: не случайно английское название таких плёнок — high speed film, что подразумевает фотосъёмку объектов, движущихся на большой скорости. Правда, стоит отметить, что современные высокочувствительные фотоплёнки обладают весьма хорошей фотографической широтой и резкостными характеристиками в сочетании с умеренным зерном.
 О фото технике: Основы работы с фотопленкой, ее виды - №4Kodak T-MAX 3200 Professional — профессиональная чёрно-белая негативная плёнка, которая может использоваться в широком диапазоне чувствительностей. Эту плёнку можно использовать в диапазоне чувствительностей от 3200 до 25 000 единиц (при использовании форсированной обработки). Плёнка соединяет в себе исключительно высокую чувствительность и мелкое зерно. Незаменима при съёмке быстродвижущихся объектов, плохо освещённых объектов (когда вы не можете использовать вспышку), объектов, требующих большой глубины резкости одновременно с короткими выдержками, а также при съёмке телеобъективами с рук быстрого движения при тусклом освещении.
Светочувствительность обозначается общепринятыми международными единицами ISO, стандартный ряд значений — 50/100/200/400/800/1600/3200 ISO. На самом деле современный международный стандарт ISO представляет собой механическое соединение ранее принятых в США единиц ASA и соответствующих значений в градусах DIN (старый германский стандарт), например, 100/21°, однако «градусная» составляющая уже практически не используется и обычно опускается. (Кстати, до 1 января 1987 года в СССР была собственная шкала единиц ГОСТ, близкая к ASA, но всё же особенная; по ней чувствительности 100/21° ISO соответствовали 90 единиц ГОСТ. Перестройка приравняла советский ГОСТ к мировым стандартам.) Значение чувствительности, как правило, выносится в название плёнки: например, Ilford PAN F Plus 50.
Если вы снимаете на цифру, значения чувствительности вам, конечно, хорошо знакомы, только вот в аналоговой фотографии изменить чувствительность в зависимости от каждого кадра не получится. Если вы уж зарядили плёнку 50 ISO, то придётся все сюжеты снимать с учётом этой чувствительности, пока не закончится плёнка.
Так что, отправляясь на съёмку, плёночный фотограф должен озаботиться не только количеством плёнки, но и подумать, какой чувствительности плёнку ему брать (не говоря уже о том, что сначала нужно решить, какую плёнку брать — цветную или чёрно-белую!).
Чтобы избавить фотографа от этой головной боли, были созданы плёнки с переменной чувствительностью. Это вовсе не значит, что одну плёнку можно экспонировать с разным значением чувствительности, нет: если вы выбрали 800 ISO, придётся всю плёнку экспонировать с учётом этого значения. Просто такие плёнки лучше приспособлены к пуш-процессам (когда для повышения значения светочувствительности увеличивается время или температура проявления). Но и там действует та же зависимость — чем выше чувствительность, тем ниже качество.
 О фото технике: Основы работы с фотопленкой, ее виды - №5Примеры современных чёрно-белых плёнок с переменной чувствительностью.
Ilford XP 2 Super — номинальная чувствительность 400/27° ISO. Обладает исключительно мелким зерном, присущим, как правило, менее чувствительным фотоплёнкам. XP 2 Super — плёнка, позволяющая получать негативы с тончайшей деталировкой как в тенях, так и в светах. Имеет необычайную широту экспозиции — её можно экспонировать в диапазоне экспозщиционных индексов (EI) от 50/18° до 800/30°. XP 2 Super обрабатывается реактивами для цветной плёнки по процессу C-41: её можно проявлять вместе с цветными негативными плёнками.
Ilford Delta 3200 — плёнка сверхвысокой чувствительности, позволяющая получать фотографии высочайшего качества в самых сложных условиях освещения. Фотослой выполнен на основе четырёхслойной эмульсии, позволяющей оптимизировать применение уникальной технологии фирмы Ilford с плоскими кристаллами. Эмульсия обеспечивает великолепную тональную передачу. Плёнка позволяет фотографу управлять чувствительностью и зернистостью при помощи правильного выбора проявителя и режима проявки, предоставляя множество возможностей для творчества. При правильном проявлении плёнка Delta 3200 Pro показывает наилучшие результаты при экспонировании в диапазоне экспощиционных индексов (EI) от 1600/33° до 6400/39°.
Конечно, всегда есть возможность экспонировать любую плёнку низкой чувствительности на ступень-другую повыше, но тогда придётся изменить процесс проявки плёнки (увеличением времени или повышением температуры). И, опять-таки,  качество в этом случае будет ниже (растёт контраст, увеличивается зерно).
Обычно оптимальная чувствительность для съёмки днём на улице — 100 ISO. Для съёмки в помещении или в сумеречный день — 400 ISO. Это самые популярные чувствительности плёнок.
Хранение аналоговых фотоматериалов
 О фото технике: Основы работы с фотопленкой, ее виды - №6Если с хранением карты памяти особых проблем не возникает, то аналоговые фотоматериалы требуют более трепетного и внимательного обращения. Фотоплёнка (как и фотобумага) имеет ограниченный срок годности. Обычно он указывается на упаковке. Хранить фотоплёнку лучше всего в холодильнике, на отдельной от продуктов полке. Там темно и прохладно — идеальные условия.
Когда я только начинал свой профессиональный путь фотографа в областной газете, в редакционной фотолаборатории стоял специальный холодильник для фотоматериалов: даже при тотальном дефиците бытовой техники руководство газеты с пониманием относилось к техническим нуждам фотографов, и это при том, что второй холодильник в редакции был только у главного редактора.
Лет 30 назад при проходе зоны досмотра в аэропортах был риск засветить фотоплёнку в сканерах. Сегодня технологии изменились, и вы можете спокойно ставить кофр с аппаратурой и плёнкой на ленту такого сканера: он совершенно безопасен для фотоплёнки.
Основываясь на личном опыте многочисленных перелётов и пересадок, могу лишь подтвердить заверения служб безопасности аэропортов: даже многократные сканирования кофра с плёнкой и аппаратурой никак не отражались ни на чистой, ни на экспонированной плёнке всех видов и форматов. Если вы всё же маниакально озабочены сохранением фотоплёнки — купите специальные контейнеры или пакеты.
Что происходит с просроченной плёнкой? Обычно, если она хранилась в хороших условиях, при небольшой просрочке ничего страшного не случается (особенно с чёрно-белыми материалами). Ну, разве что едва заметно снижается чувствительность. Но тут, как вы понимаете, каждый решает за себя. Риск «запороть» съёмку, особенно с просроченными цветными (и тем более обращаемыми) фотоматериалами, весьма велик. Так что не стоит затариваться фотоплёнкой впрок, если вы не уверены, что отснимете её до окончания срока хранения. Старайтесь пользоваться фотоплёнкой максимальной «свежести»!
Чёрно-белая негативная плёнка
Начнём с основ. Именно чёрно-белой (сокращённо — ч/б или b&w) негативной плёнке обязана фотография своим существованием. История фотографии (да и история ХХ века) фактически запечатлена на чёрно-белый негатив. Большинство известных фотографических шедевров сделано именно на ч/б негатив.
Не вдаваясь в исторические экскурсы отмечу, что ч/б негативная плёнка в своём современном виде существует уже более 100 лет и, похоже, уходить на покой не собирается.
Совершенствовались материалы целлулоидной подложки, качество фотоэмульсии, уменьшалось зерно, добавлялись новые слои, росла светочувствительность, появлялись и уходили в небытие новые форматы, но принципиально чёрно-белая фотоплёнка ничуть не изменилась. Признаем очевидный факт: чёрно-белый негатив — классика фотографии.
В зависимости от спектральной чувствительности чёрно-белые плёнки делятся на панхроматические (изопанхроматические), ортохроматические и несенсибилизированные. Панхроматические (изопанхроматические) плёнки имеют спектральную чувствительность, близкую к спектральной чувствительности человеческого глаза, поэтому в классической фотографии именно они и применяются. Но важно отметить, что отдельные цвета ч/б плёнка фиксирует, искажая их тон, привычный глазу. Например, на портрете могут практически исчезнуть ярко-красные губы; или же облака, так заметные в реальной жизни на фоне голубого неба, на проявленном негативе вдруг куда-то деваются. Чтобы достичь верной (или даже необходимой) передачи тонов, используются цветные фильтры, о применении которых мы поговорим в разделе практики аналоговой съёмки.
 О фото технике: Основы работы с фотопленкой, ее виды - №7Производство фотоплёнки (не только ч/б) с приходом цифры, естественно, сократилось. Более того, далеко не все даже именитые компании, стоявшие у истоков фотографии, смогли сохранить рентабельный выпуск фотоплёнки. Но давайте о тех, кто и сегодня радует нас отличными фотоматериалами.
 О фото технике: Основы работы с фотопленкой, ее виды - №8Kodak T-max 400 — высокочувствительная универсальная фотоплёнка. Отличается хорошими структурно-резкостными характеристиками. Цена: 244 р.
Ilford PAN F Plus 50 — сверхмелкозернистая плёнка. Имеет великолепную резкость. В дополнение к ультрамелкому зерну фотоплёнка PAN F Plus обладает чрезвычайно высокой разрешающей способностью, резкостью и контрастностью по краям контуров и превосходной экспозиционной широтой. Позволяет получить отпечатки исключительной яркости с широким тональным диапазоном. Цена: 250 р.
Fujifilm Neopan 400 — чёрно-белая негативная пленка с высокой чувствительностью. Отличается прекрасной чёткостью изображения и превосходной точной передачей оттенков. Несмотря на высокую чувствительность, плёнка обеспечивает впечатляюще чёткие отпечатки с малой зернистостью, с детализированными изображениями и качественной мелкозернистой структурой. Цена: 295 р.
На отечественном рынке представлены чёрно-белые фотоплёнки и химия компаний Ilford, Kodak, Fujifilm, Foma, Efke, Lucky, Kentmere, Rollei. В их ассортименте можно найти всё, что требуется плёночному фотографу: от качественных плёнок и фотобумаги до необходимых химических растворов и аксессуаров.
Какую плёнку выбрать? Лично я отдаю предпочтение низкочувствительным материалам Ilford. Но однозначного совета тут дать нельзя. Каждый фотограф выбирает плёнку в соответствии с задачами, предпочтениями и опытом.
Проявка чёрно-белых плёнок
Для проявки чёрно-белой фотоплёнки существует великое множество проявителей (о разнообразии и особенностях проявителей мы поговорим отдельно). Ничто не мешает и вам создать рецепт своего персонального проявителя, однако стандартным стал процесс под названием D-76.
Тут самое время упомянуть ещё один вид чёрно-белой плёнки, появившейся относительно недавно — монохромные плёнки. Эти плёнки можно (точнее — нужно) проявлять по цветному негативному процессу C-41. Проявленная монохромная плёнка выглядит как чёрно-белый негатив на подложке цветного. Единственное удобство такой плёнки — в возможности быстрой проявки в любой автоматизированной лаборатории. Но качество, в сравнении с классической ч/б плёнкой, будет заметно хуже.
Цветная плёнка
Цветная плёнка бывает двух основных типов: цветная негативная и цветная обращаемая (диапозитивная, слайдовая). С точки зрения практики съёмки у них много общего, поэтому сначала мы рассмотрим основные отличия цветных плёнок от чёрно-белых, а потом разберём отличия негатива от слайда.
История появление цветной фотографии — тема для хорошей книги, посему, не вдаваясь в детали истории цветного фотопроцесса, упомянем, что цветная плёнка (и негативная, и обращаемая) появилась в середине 1930-х годов прошлого века в США и Германии, и на неё даже снимались фильмы, но о массовом её использовании не было и речи. Цветная фотография стала доступна широким массам профессиональных фотографов лишь во второй половине прошлого века.
Кстати, в Советском Союзе, стране, первой отправившей человека в космос, так и не смогли наладить производство качественных цветных фотоматериалов: то, что можно было получить, используя цветной негатив ЦНД-32, представляло собой жалкое зрелище. Советских фотолюбителей спасали лишь цветные плёнки ORWO и Foma из ГДР и Чехословакии (были и такие социалистические страны на карте Европы), и венгерская Forte. К материалам Kodak, Fuji или Agfa имело доступ ограниченное количество фотографов, приближённых к внешнеторговым организациям и, разумеется, репортёры центральных издательств и журналов. Снимать достижения социализма приходилось на фотоплёнку, созданную на фабриках капиталистических государств.
Цветной фотографический процесс существенно сложнее чёрно-белого (как в процессе съёмки, так и в обработке). Он содержит больше стадий проявления, капризен к температуре, но, самое главное, в сравнении с чёрно-белой цветная печать куда более трудоёмка. Ручная печатать форматных цветных фотографий требует весьма дорогостоящего оборудования и материалов, да и сам процесс печати и проявки снимка тоже не отличается простотой.
 Фото техникаФото техникаФотоувеличитель для цветной печати отличает важная и очень недешёвая деталь — цветосмесительная головка.
Но создание в 1970-е годы мини-лабораторий, которые позволяли проявлять цветной негатив и печатать фотоснимки 10×15 см сделали цветную фотографию невероятно доступной и по-настоящему массовой. Правда, в СССР минилабы появились лишь в конце 80-х, и этот фотобизнес широко развернулся в России только в 1990-х. Так или иначе, создать цветную фотографию сегодня совсем не сложно. Конечно, если рядом есть хорошая лаборатория.
Цветной фотоплёнке присущи те же основные характеристики, что и чёрно-белой: чувствительность, зернистость, фотографическая широта, зависимость качества от светочувствительности (кстати, у цветных плёнок зерно, как правило, больше, чем у ч/б такой же чувствительности). Но у цветных плёнок есть ещё одна важная зависимость — от цветовой температуры.
Не влезая в околонаучные дебри, скажем, что обычная цветная плёнка вполне точно передаёт цвет при дневном свете. Но! Стоит вам начать снимать в тени или вечером, вы увидите, что все цвета начинают изрядно синить. Если на цветную плёнку снимать при лампах накаливания, цвета будут существенно желтить. А если снять при вечернем освещении, например, огонь костра, то цветовой дисбаланс снимка будет полный. Правда, почему-то именно такие цветные снимки частенько выглядят очень эффектно.
Для того, чтобы как-то контролировать получение желаемого результата, в кофре профессионального фотографа даже появился специальный прибор для точного определения цветовой температуры — колорметр. Цветовую температуру можно корректировать специальными цветными фильтрами, но они вынуждают увеличивать экспозицию.
 Фото техникаФото техникаВажный момент: цветная фотоплёнка, в отличие от ч/б негатива, не терпит грубых ошибок в экспозиции. Неверно экспонированный цветной слайд можно смело выкидывать. Напечатать снимок с недо- или переэкспонированного цветного негатива, возможно, удастся, но точной передачи цвета на нём не будет. Кстати, выдержка, особенно длительная, также может существенно искажать цвет. Но иногда получается даже очень красиво.
 Фото техникаФото техникаЦветная обращаемая плёнка, сбалансированная под свет ламп накаливания. Одна из немногих, которую ещё можно приобрести.
Для съёмки в студиях была создана плёнка, сбалансированная под свет ламп накаливания (да-да, студийные вспышки вытеснили софиты только в 80-х). Цветная плёнка с символом «T» (Tungsten, что подразумевает лампы накаливания с вольфрамовой нитью) обладает невысокой чувствительностью, мелким зерном и имеет ограниченное студийное применение. Но с появлением студийных вспышек стало возможно снимать в студии и на дневную плёнку (цветовая температура вспышек максимально приближена к дневному свету).
Цвет. Негатив или диапозитив?
 фото с техникойфото с техникойТеперь об особенностях негатива и диапозитива. Разница, как вы догадываетесь, в том, что сняв и проявив негатив, мы так и не видим конечного изображения (нас ещё ждёт процесс фотопечати), а вот после проявки слайда уже можем наслаждаться нашими шедеврами. Правда, размер шедевров на слайде (даже формата 6х9) таков, что без лупы их не рассмотреть и на стенку не повесить. Так зачем же они нужны, такие маленькие?
 фото с техникойфото с техникойКонечно, сегодня мы можем запросто отсканировать что слайд, что негатив, и распечатать фото на принтере. Но, согласитесь, это уже не аналоговая фотография. Так зачем тогда нужен слайд, и что с ним дальше делать?
Вспоминаем, что основное практическое использование слайда — полиграфия: тут всё понятно. Ну, или вы можете любоваться слайдами, проецируя их на стену с помощью диапроектора. Или рассматривать слайд, вставленный в дурацкий пластиковый шарик с лупой: о! это был серьёзный бизнес на курортах СССР.
Но если вы снимаете не для прессы или полиграфии, вам, скорее всего, нужен отпечаток. До появления цифровой печати существовал процесс Cibachrome (технология компании Ilford) позволявший печатать снимки со слайда. По сравнению с отпечатками с негатива, фотографии на Cibachrome выглядели невероятно насыщенными и яркими. Но и цена за это удовольствие была весьма высока. Сегодня процесс называется Ilfordchrome, но найти лабораторию, работающую с этим процессом, непросто.
 фото с техникойфото с техникойДиапроектор карусельного типа для демонстрации слайдов.
Цветной диапозитивный процесс кажется куда проще чем негативный: снял, проявил и — готово! Но! Начнём с того, что цена конечного слайда выше негатива. Аналоговая прямая печать со слайда сегодня практически невозможна, что не отменяет печать цифровую, но мы же собрались заниматься аналоговой, плёночной фотографией. Кроме того, вспомним, что слайд крайне капризен к ошибкам экспозиции: исправить практически ничего нельзя. Так что, выбирая материалом для съёмки обращаемую плёнку, задумайтесь, для чего вы снимаете, и что дальше вы будете делать с этим слайдом.
С точки зрения практичности цветной негатив выглядит куда привлекательнее. Он позволяет ошибаться с экспозицией, с ним можно многое доработать при фотопечати, себестоимость негатива и фотоотпечатка с него существенно ниже. Для современной полиграфии вы можете отсканировать как сырой негатив, так и доведённый до совершенства аналоговый фотоотпечаток. Качество цветного негатива высокой чувствительности выше аналогичного слайда. С цветного негатива можно сделать отпечаток на чёрно-белой фотобумаге. Есть повод задуматься, не правда ли?
Проявка цветных плёнок
Для проявки цветной негативной фотоплёнки стандартом является процесс C-41, а для проявки позитивных плёнок используется процесс E-6.
Самое время упомянуть технологию кросс-процесса. Если обращаемую фотоплёнку проявить по негативному процессу С-41, мы получим контрастный цветной негатив с искажённой цветопередачей. Отпечатки с такого негатива отличаются высоким контрастом и изрядной цветовой насыщенностью. Кросс-процесс частенько используется профессиональными фотографами как творческий приём.
Проявлять цветную плёнку можно и самостоятельно (особенно по процессу E-6). Профессиональная студия, как правило, имела среди прочего оборудования проявочный минилаб Jobo, существенно упрощавший процесс проявления всех типов плёнок.
 фото и видео техникафото и видео техникаНо подумайте дважды, есть ли смысл возиться с цветными процессами самостоятельно, если это не ваша страсть или творческий эксперимент? Быстрее и надёжнее сдать цветную фотоплёнку для проявки в зарекомендовавшую себя лабораторию, которой доверяют профессионалы.
Производство цветной фотоплёнки с приходом цифры сократилось весьма существенно. Ассортимент её даже меньше, чем чёрно-белой плёнки.
 фото и видео техникафото и видео техникаFujifilm Pro 400H — цветная негативная плёнка профессионального качества, высокой чувствительности, с мелким зерном, для съёмки при дневном освещении, содержащая четвёртый цветовой слой, запатентованный Fujifilm. Подходит для свадебной, портретной и модной фотосъёмки. Обеспечивает широту экспозиций от недоэкспонированных до переэкспонированных изображений, великолепные телесные оттенки с непрерывным плавным переходом от светов до теней, высокоточное воспроизведение цвета. Эмульсия нового поколения позволяет добиться оптимального качества сканирования. Цена: 370 р.
Fujifilm Reala 100 — высококачественная эмульсия обеспечивает исключительную точность воспроизведения цвета. Мелкое, гладкое зерно и наилучшая резкость. Прекрасная детализация даже при большом увеличении. Насыщенный баланс от светлых участков до теней. Цена: 270 р.

фото и видео техникафото и видео техникаKodak Professional PORTRA 160 — обеспечивает исключительно плавное и естественное воспроизведение оттенков кожи и низкую контрастность. Исключительно низкая зернистость. Улучшенные характеристики для сканирования и фотоувеличения. Идеально подходит для рекламных, портретных фотографий. Цена: 310 р.
На отечественном рынке сегодня можно купить цветную фотоплёнку (и негатив, и слайд) Kodak, Fujifilm и Rollei.
Какую выбрать? Однозначного ответа нет. Тут всё зависит от условий съёмки и конкретных задач. Помочь может только ваш опыт. Дело в том, что плёнки разных компаний, да и наименований, имеют свою передачу цвета. Одни теплее, другие холоднее, одни отлично передают цвет кожи и хороши для портретной съёмки, другие выдадут вам цвет «вырви глаз». Единственное, что можно посоветовать, — отдавайте предпочтение профессиональным плёнкам: хоть они и дороже любительских (яркие представители — Kodak Gold и Fuji Superia), но и результат будет гарантированно лучше.
 О фото технике: Основы работы с фотопленкой, ее виды - №18Fujifilm Velvia 50 — цветная обращаемая плёнка чувствительностью 50 ISO, сверхмелкозернистая, с очень высоким разрешением и насыщенными цветами для съёмки при дневном освещении. Цена: 572 р.
Fujifilm Provia 100F — цветная обращаемая плёнка для съёмки с естественным освещением. Отличается мелкой зернистостью, яркой передачей цветов, выверенным балансом серого. Великолепная мелкая зернистость (значение RMS — 8) и высокая чёткость позволяет отобразить детали с потрясающей ясностью вместе с широкой градацией, яркой и максимально натуральной цветопередачей и оптимальным балансом оттенков. Цена: 554 р.
Прежде чем вы зарядите в фотокамеру цветную плёнку хочется предостеречь цифровых фотографов. Глубочайшее заблуждение думать, что аналоговая цветная фотография — это так же просто, как и цифровая. Поверьте, вы ничего не знаете о цветной фотографии. Даже после многих лет работы с цветной плёнкой, сотен публикаций в глянце и нескольких персональных выставок у меня язык не повернётся назвать себя экспертом в области цветной фотографии.
Ваши «правильные» цифровые цветные снимки — заслуга десятилетий работы инженеров, разработавших матрицы и алгоритмы обработки цветных изображений. Они сделали всё, чтобы мы, не задумываясь ни о чём, получали правильные картинки. Говорю об этом, чтобы вы не расстраивались при первых неудачах. И настоятельно рекомендую не торопиться снимать на цветную плёнку. Начните с чёрно-белой, вас и там ждёт немало сюрпризов.
Источник: http://fototips.ru
 
Смотрите еще:
Новинки фото техники: Лучшие объективы Samyang теперь и для байонета Sony E



Папки